Что такое число омыления, зачем оно нужно?

Все, кто когда – либо имел дело с технологическими смазками или маслами встречался с понятием «число омыления». В Интернете и литературе вы встретите такую информацию про число омыления:

 «Число омыления  характеризует содержание в масле свободных и связанных в виде триглицидов жирных кислот, способных омыляться. Выражается в единицах едкого кали в миллиграммах, необходимых для разрушения сложноэфирных связей в 1 г масла и нейтрализации выделенных при этом свободных жирных кислот» 

Однако, данная формулировка понятна только узкому кругу специалистов-химиков. А остальных специалистов, например прокатчиков, такая фраза заводит в тупик, и возникает куча дополнительных вопросов, например, а что такое триглициды и жирные кислоты, зачем они нужны и т.д.

Рассмотрим, что же такое на самом деле число омыления и нужно ли нам его знать при холодной прокатке?

На самом деле число омыления технологической смазки при холодной прокатке показывает хорошей ли смазочной и моющей способностью обладает технологическая смазка. Это связанно с тем, что жирные кислоты, которые являются основной частью растительных и животных жиров, являются веществами, определяющими смазочную способность смазки.

Чем выше число омыления, тем лучше смазочная способность эмульсии. Однако, не следует забывать, что смазочную способность нет необходимости увеличить до беспредельных величин, так как, с одной стороны, на полосе не должно оставаться слишком много масла, а с другой стороны, при увеличении числа омыления возрастает стоимость поставляемого масла, что приводит к удорожанию процесса.

Надо заметить также, что от числа омыления зависит и то, насколько легко удаляются загрязнения (омыляются) с поверхности полосы, так как после прокатки на полосе всегда остается некоторое количество смазки, которое необходимо удалить перед нанесением покрытия.

Зависит число омыления только от состава смазки. Однако, в процессе использования смазки при прокатке в прокатные эмульсии попадают различные посторонние масла и состав смазки меняется. И определяя число омыления мы можем точно установить, а сколько же посторонних масел (например, минеральных масел из систем смазки и гидравлики) попало в прокатную эмульсию. Метод основан на том, что минеральное масло не обладает способностью омыляться.

Для оценки количества посторонних масел проводят сравнение числа омыления поступившего от поставщика на завод масла, и после его использования в технологическом процессе. Разница этих величин, переведенная в проценты покажет содержание посторонних (минеральных) масел в эмульсии.

Расчет вы можете посмотреть тут.

Теперь возникает следующий вопрос, а зачем нам нужно знать содержание посторонних масел в эмульсии? Это связанно прежде всего с тем, что посторонние масла, например, минеральные, не обладают смазочными свойствами, необходимыми для прокатки. И чем больше посторонних масел в эмульсии (то есть ниже число омыления), тем хуже смазочные свойства технологической смазки. А, соответственно, возникают трудности при прокатке, то есть увеличивается давление на валки, повышает износ, ухудшается чистота поверхности проката и так далее.

Кроме того, не следует забывать, что и возгоняются при отжиге посторонние масла хуже, чем прокатные и после отжига на поверхности проката образуются различные дефекты, такие как «сажистый налет», «пятна загрязнения» и другие. Число омыления различных продуктов различается в широком диапазоне (таблица внизу).

Сейчас чистые масла для прокатки не используют, обычно добавляются различные присадки, например, противоизносные, антикоррозионные и т.д. Для получения холодного проката часто используют синтетические смазки. При прокатке жести предпочтение отдается природным маслам. На прокатных станах СНГ чаще используют смазки на основе пальмового масла, а в Европе отдают предпочтение животным жирам, например, говяжему жиру.

И, какую смазку выбрать в том или ином случае, решает каждый прокатчик применительно к своему прокатному стану. Но, в любом случае желательно отдавать предпочтение смазке с высоким числом омыления.

Таблица — Сравнительные данные по числу омыления

число омыления

Рекомендуем ознакомиться со статьями:

  1. Число омыления прокатных масел
  2. Смазка в прокатке
  3. Выбор параметров эмульсии при холодной прокатке металла. Часть 2 — Концентрация масла в эмульсии
  4. Выбор смазки для холодной прокатки металла
  5. Определение химических и физических показателей смазки

One comment

  1. Узнала много нового… Познавательная статья и интересна даже не специалистам.

    [Ответить]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*