Испытание консервационного состава. Обзор и рекомендации (часть 1)

Испытание консервационного состава

Часть 1 (из 2-х)

С целью обеспечения антикоррозионной защиты готовой стальной продукции на металлургических предприятиях, в целом, и в прокатных цехах, в частности, осуществляют промасливание поверхности металлопроката. Для этого используют различные консервационные составы (масла), эффективность которых оценивают по результатам опытно-промышленных испытаний в условиях производства металлопродукции. Основными показателями, на которые следует обратить внимание при испытании таких масел, являются качество самого промасливания (равномерность нанесения, оптимальный объем масляной пленки, защита от коррозии), эксплуатационная работоспособность оборудования для промасливания, расход консерванта.

Рассмотрим последовательность проведения испытания консервационного состава (масла) на примере производства холоднокатаного проката, где в качестве оборудования для нанесения масла служат промасливающие машины электростатического типа, встроенные в линию агрегатов поперечной и продольной резки металла. Конечно, специфика отдельно взятых прокатных цехов может быть различна, тем не менее, принцип остается однозначным.

Итак, промышленное испытание консервационного состава:
1. Входной контроль.

При поступлении консервационного состава на производство (в бочках, пластиковых контейнерах, цистернах) необходимо, в первую очередь, выполнить «входной контроль».

Входной контроль это по большей части лабораторные испытания с целью оценки соответствия физико-химических параметров консервационного масла требованиям технических условий предприятия (в т.ч. требованиям оборудования для промасливания)  и сертификата завода-изготовителя. Так, в лабораторных условиях определяют вязкость, плотность, наличие влаги и мехпримесей в масле, температуру вспышки, защитные свойства от коррозии и пр.

Положительным результатом входного контроля консервационного состава служит допуск к испытаниям в условиях производства.

2. Подготовка к испытанию.

Перед непосредственно проведением испытания и заполнением системы подачи консерванта рекомендуется выполнить ряд подготовительных мероприятий на самом оборудовании. Так, при использовании электростатических промасливающих машин следует провести чистку расходных баков, промывку циркуляционной системы, замену фильтров, ревизию/настройку дозирующих насосов,  продувку или замену аппликаторов (ножей) и пр. согласно инструкции по эксплуатации промасливающего оборудования.

3. Промасливание поверхности металлопроката.

Оборудование подготовлено. Проводим, собственно, промасливание. Для первого промасливания новым консервационным составом следует выбирать металл неответственного назначения, а уставку промасливания выставить традиционную, согласно опыта использования прежнего консервационного масла, если отсутствуют на этот счет рекомендации от производителя испытываемого консерванта.

При промасливании, в первую очередь, требуется визуально оценить равномерность нанесения консервационного масла на поверхность, как по ширине, так и по длине полосы. В случае несоответствия  – внести изменения в работу оборудования.

Понятно, что для этого должна быть в наличии определенная схема (инструкция), где по-шагово должно быть расписано в каких случаях и в каких местах требуется осуществить проверку работоспособности того или иного узла оборудования и какая должна быть осуществлена корректировка. Здесь об этом говорить бессмысленно. Тем не менее, из опыта, в случае электростатического промасливания следует обратить внимание на уставку промасливания (возможно ее значение недостаточно) и напряжения, работу дозирующего насоса подачи консервационного состава (соответствие отрабатывания насоса заданной уставке),  проверить адекватность температуры консерванта в расходном баке, наличие рабочей температуры на аппликаторах, осмотреть фильтр и т.д.

Второй шаг, или, скорее, параллельный, – определение фактического количества масла на поверхности проката и соответствие его заданному условию (уставке) промасливания.

Наиболее точным способом определения количества наносимого масла на поверхность является химический метод (гравиметрический). Тем не менее, у этого метода (в условиях среднестатистического производства) имеется существенный недостаток – это длительность и трудоемкость процесса подготовки и проведения измерения. Также, для определения фактического количества масла данным способом требуется оснащенное лабораторным оборудованием рабочее место, наличие обученного и вполне ответственного человека (лаборанта). Кроме того, процесс подготовки проб промасленного металла максимально подвержен человеческому фактору и, как следствие, вероятна ошибка в измерениях.

Так, на одном из крупных металлургических заводов  мы могли наблюдать несколько случаев (!) нарушения масляного слоя при подготовке образцов к одному (!!!) измерению:

  • отбор карты металла в линии агрегата резки  — соприкосновение металла с прижимами ножниц для поперечной обрезки полосы (гильотина),
  • ручная транспортировка отобранной карты на участок гильотинных ножниц для подготовки образцов к измерению – соприкосновение поверхности металла с рукавицами рабочего,
  • раскрой карты металла на мерные образцы – неоднократное соприкосновение металла с прижимами ножниц,
  • упаковка нарезанных образцов для транспортирования в лабораторию – соприкосновение подготовленных проб с рукавицами рабочего и упаковочной бумагой и т.д.

Конечно, как было сказано ранее, химический метод определения фактического количества масла, при отсутствии негативных факторов в ходе подготовки проб металла к измерению, — это  наиболее точный способ и для итоговой аттестации металлопроката, а также для периодического контроля эффективности работы промасливающего оборудования, является, по сути, лучшим. Но для оперативного определения количества масла на поверхности полосы вряд ли будет подходящим.

При посещении различных заводов мы не увидели какого-то однозначно эффективного метода измерения, способного максимально упростить процесс определения количества масла в производственных условиях без потери точности. Так, например, для уменьшения (но не исключения) влияния  человеческого фактора применяют специальный впитывающий материал, которым протирают определенный участок полосы и, далее, транспортируют его (например, в пробирке) в лабораторию для проведения измерения. Да, это несколько упрощает процесс, но вряд ли способствует точности измерения – все равно существует зависимость от человека.

Продолжение >>>

Рекомендуем ознакомиться со статьями:

  1. Как провести испытание консервационного состава? (Часть 2)
  2. Анализ результатов испытания консервационного масла для защиты от коррозии (Часть 1)
  3. Анализ результатов испытания консервационного масла для защиты от коррозии (Часть 2)
  4. Влияние химического состава стали на свойства холоднокатаного металла (обзор)
  5. Опыт использования технологических смазок при холодной прокатке. Часть 4 — Испытание смазки Luberol B

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*